Руководство по работе с СДО moodle
Сайт: | Интернет-институт ТулГУ |
Книга: | Руководство по работе с СДО moodle |
1. Введение. Дистанционные технологии в образовании
По всем вопросам касающихся организации процесса обучения (нет доступа, проблемы с преподавателями, практика и т.д.) необходимо обращаться либо по телефону студенческого офиса +7(4872)25-24-02 либо посредством электронной почты на адрес: i-institute@yandex.ru.
Дистанционные технологии
Дистанционные образовательные технологии к настоящему моменту стали весьма популярны и считаются одним из наиболее перспективных направлений развития образовательных технологий.
Эффективность любой образовательной технологии пропорциональна времени, которое в рамках этой технологии отводится для общения преподавателя и студента. В этом смысле дистанционные технологии занимают промежуточное положение между традиционным очным и заочным обучением. С одной стороны, личное общение преподавателя и студента сведено к минимуму, с другой - за счет использования электронных средств коммуникации и Интернет-технологий объем информации, передаваемой от студента к преподавателю, значительно возрастает по сравнению со всеми вариантами заочных образовательных технологий. Это происходит за счет использования интерактивных элементов в электронном учебном курсе: задания, тесты, форумы, чаты и т. д. Именно присутствие подобных ресурсов в составе электронного обучающего курса позволяет говорить об использовании дистанционных технологий.
Стоит заметить, что дистанционное образование требует использования дистанционных технологий (e-learning), но не наоборот. Использование в обучающем курсе дистанционных технологий не говорит о том, что этот курс должен преподаваться только в рамках дистанционного обучения. Наличие интерактивных элементов в курсе стимулирует самостоятельную работу студентов, что не только позволяет, но и делает весьма желательным использование дистанционных технологий во всех формах обучения.
Основные понятия и определения, используемые в дистанционном обучении
Дистанционные технологии – система форм и методов организации обучения, позволяющих учащемуся получать образование вне зависимости от его местонахождения и наличия возможности очного контакта с преподавателем. В дистанционные технологии включаются особые формы и методы разработки и презентации учебно-методических материалов, организации взаимодействия преподавателей и учащихся, аттестации и мониторинга (постоянного контроля) деятельности всех участников процесса обучения.
E-learning (сокращение от Electronic Learning) – система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Тьютор – преподаватель в системе ДО, владеющий дистанционными технологиями, включая активные методы проведения занятий.
Электронные учебно-методические ресурсы – это учебно-методические ресурсы на электронных носителях и их сетевые версии, размещенные на платформе дистанционного обучения, содержащие систему обязательных для усвоения студентами базовых знаний по дисциплинам и удовлетворяющие требованиям ГОС ВПО.
К электронно-методическим ресурсам также относятся:
- видеолекции;
- электронные учебники и учебные пособия;
- виртуальные лаборатории;
- обучающие компьютерные программы и программы для тестирования.
Виды контрольных мероприятий
В процессе освоения учебной программы судент проходит различные виды промежуточной аттестации.
Выделяются следующие виды промежуточной аттестации:
- лабораторная работа – предназначена для ознакомления с физическим процессом или оборудованием. Не предполагает оценки и является допуском к дальнейшей аттестации;
- контрольная работа – используется как средство для установления эффективности осуществления образовательной деятельности. Контрольная работа является допуском к дальнейшей аттестации и в ведомости не выставляется;
- курсовая работа – выполняется в виде реферата или исследовательской работы; включает теоретическую часть – изложение позиций и подходов, сложившихся в науке по данному вопросу, и аналитическую (практическую часть) – содержащую анализ проблемы на примере конкретной ситуации;
- курсовой проект – это форма контроля полученных и усвоенных студентом знаний по профилирующим предметам, представленная в виде индивидуальной научной теоретически-практической работы;
- зачет – форма проверки знаний. Вместо применяемого при экзамене выставления отметки, при успешном прохождении зачёта в ведомость и зачётную книжку ставится лишь пометка об успешном прохождении испытания по учебной дисциплине или её разделу. В ходе зачёта учитывается не только уровень знания теории, но и результаты производственной практики, лабораторных работ, семинаров;
- дифференцированный зачет – отличается от обычного зачета тем, что по результатам сдачи дифференцированного зачета преподаватель ставит оценку;
- экзамен.
2. Технология работы с системой
Для работы с системой дистанционного обучения (СДО) Moodle обязательным условием является наличие доступа в Интернет, браузера Chrome, Firefox, Edge, Opera и т.п.. Не рекомендуется использовать браузер старше 2018 г., т.к. тогда будет ограничен ряд возможностей работы с Moodle.
В настройках браузера необходимо разрешить выполнение сценариев Javascript. Также необходимо включить поддержку cookie и отменить блокирование всплывающих окон (убрать флажок внизу окна). Подробнее о настройках см. в руководстве к браузеру.
Для работы с учебными материалами понадобятся стандартные приложения MS Office (Word, PowerPoint, Excel, Access), AcrobatReader или их аналоги (MyOffice, LibreOffice, OpenOffice и др.). Для отдельных специальных курсов могут потребоваться дополнительные приложения, оговариваемые отдельно.
Обязательным является наличие электронной почты для сообщений от системы и студентов.
2.1. Начало работ
Регистрация в системе проводится сотрудниками Интернет-института после прохождения курса повышения квалификации (для тьюторов) или выпуска приказа о зачислении (для студентов).
Вам выдаются данные для входа в систему: логин и пароль. Для последующего входа необходимо зайти на сайт Интернет-института (см. Рис. 1).
Введя свои личные данные (логин и пароль) в поля для ввода (блок 1 рис. Рис. 1, 2), нажмите кнопку «Вход» (блок 2 рис. Рис. 1, 2).
Для повышения безопасности действует система от подбора паролей – при
неверном вводе пароля 6 раз в течении получаса учетная запись
блокируется на 30 минут.
Если вы забыли пароль — следует воспользоваться ссылкой Забыли пароль? (блок 3 рис. Рис. 1, 2). В открывшемся окне следует ввести логин или почту и нажать соответствующую кнопку (рис. 3)
Рис. 3. Окно восстановления пароля
На вашу почту будет отправлено письмо следующего содержания.
Нужно перейти по полученной ссылке и ввести новый пароль.
2.2. Основы moodle
На главной странице СДО (для авторизованных пользователей — домашняя) представлена разнообразная информация, касающаяся обучения для студентов и тьюторов.
Рис. 1. Вид главной страницы сайта Интернет-института
Рис. 2. Вид главной страницы со скрытой навигацией
С правого края расположены информационные блоки.
В разделе «Новости» (см. блок 1 рис. 1) отображаются доступные всем обучающимся новостные сообщения, касающиеся организации учебного процесса.
Слева (блок 2 рис. 1) располагаются блок навигации, скрываемый кнопкой
В меню «Мои курсы» (блок 3. рис. 1) вы можете видеть часть дисциплин
доступных для изучения. Полный список, сгруппированный по семестрам,
доступен в блоке «Мои курсы» (см. блок 4 рис. 1), учебном плане и отчете
об обучении (см. следующие разделы).
Кликнув на один из курсов, Вы попадете непосредственно в раздел системы дистанционного обучения, где расположена выбранная дисциплина (см. рис. 3).
На странице дисциплины присутствует несколько разделов (см. рис. 3):
Рис. 3. Вид раздела СДО с выбранной дисциплиной
- Информация о тьюторе, ведущем курс, и ссылка на список обучающихся.
- «Новости» — в этом разделе тьюторы могут оставлять важные новости для студентов, касающиеся процесса обучения. Здесь располагаются форум «Вопросы преподавателю» и анкета «Оцените курс». Для сдачи тестов заполнение анкеты является обязательным.
- «Изучение дисциплины» — в данном разделе выложен мультимедийный вариант предоставленных тьюторами учебных материалов, так называемый учебно-методический электронный ресурс (ЭУМР), в котором представлен лекционный материал, методические рекомендации к практической, курсовой, контрольной или самостоятельной работе, также там размещаются различные дополнительные материалы.
- «Размещение письменных работ» — в этом разделе обучающиеся загружают в систему свои работы (в зависимости от учебного плана и рабочей программы дисциплины это могут быть расчетные, контрольные или курсовые работы).
- «Текущая аттестация» — в этом разделе представлены тестовые задания, которые необходимы для промежуточной аттестации (экзамен, зачет).
- Подраздел «Оценки» (см. рис. 5.) содержит информацию о том, что сдали студенты по данной дисциплине.
В курсе могут быть тесты для самоподготовки. Они предназначены исключительно для самоподготовки и самоконтроля и оценки по ним не являются формой отчетности.
В курсе могут быть лабораторные работы. В зависимости от курса они могут быть как представлены для ознакомления, так и выступать дополнительной формой отчетности. Обычно это оговаривается на странице курса (см. рис. 4).
В отдельных курсах выкладка письменных работ может быть заблокирована до сдачи лабораторных работ.
Рис. 4. Информация о статусе лабораторных работ
Основными типами отчетности являются письменные работы и тесты
На прохождение «Итогового теста» обучающему дается в среднем три попытки (число может отличаться в зависимости от требований преподавателя). На каждую попытку отводится порядка 30-40 минут (иногда больше).
Могут быть добавлены дополнительные условия:
- минимальная оценка за другой вид отчетности;
- минимальный интервал между попытками;
- кодовое слово и др.
Рис. 5. Раздел оценок курса
По результатам тестирования выставляется оценка зачета или экзамена по дисциплине (в зависимости от того, какая форма отчетности предусмотрена учебным планом).
В некоторых курсах оценка может выставляться по письменной работе.
Оценка «Итоговая оценка за курс» вычисляется на основе всех сданных контрольных мероприятий и нигде не учитывается.
2.3. Работа с электронным учебно-методическим ресурсом
Работа с электронным учебно-методическим ресурсом вариант с боковым содержанием
Рис. 1. Вид окна электронного учебно-методического ресурса
Основные блоки ЭУМР:
- Лекционный материал. В этом блоке учебно-методического ресурса размещен лекционный материал для самостоятельного изучения дисциплины.
- Контрольная работа. В этом блоке содержатся методические
рекомендации для выполнения контрольно-курсовых, курсовых работ и
проектов. Вариант выполнения работы обучающимся выбирается
соответственно последней цифре номера договора (например, если договор
ИИ-0123 или ИИ-0253-14, тогда Ваш вариант №3). Кроме того
вариант указывается в блоке «Мои курсы» и профиле пользователя.
- Самостоятельная работа. Данный блок содержит рекомендации, темы, список литературы для дополнительного самостоятельного изучения дисциплины обучающимся.
Для перехода между лекциями предназначена левая панель, скрываемая по кнопке «Содержание».
Работа с электронным учебно-методическим ресурсом вариант содержанием в меню
Учебный контент состоит из набора вкладок обязательных работ, предусмотренных учебным планом изучаемой дисциплины, расположенных в верхнем поле страницы (см. рис. 2).
Рис. 2. Вкладки в учебном контенте
Рис. 3. Сквозная навигация
Рис. 4. Переход к заданной теме
Рис. 5. Презентация ЭУМР
Изучение материала в пределах одной вкладки возможно путем сквозного перелистывания страниц кликом по полям со стрелками влево и вправо, а также ссылок Назад / Далее, расположенных внизу каждой страницы (см. рис. 3). На мобильных устройствах доступен только вариант со ссылками.
Для выбора / перехода к конкретной теме используется меню «Содержание» (см. рис. 4).
Открыв вкладку «О курсе» можно прослушать видеопрезентацию ЭУМР, в которой преподаватель раскрывает цели и задачи изучения дисциплины, основные понятия, место в ОП, компетенции и т. п.
Рис. 6. Свернутые элементы
Рис. 7. Свернутые таблицы
Рис. 8. Увеличение изображений
Рис. 9. Анимации
Для разгрузки экрана от текстовой информации предусмотрены свернутые элементы в виде гиперссылок (см. рис. 6), позволяющие изучать материал поэтапно. Раскрывается элемент по клику, закрывается кликом по крестику или кнопкой Esc.
Для разгрузки экрана от текстовой информации предусмотрены свернутые таблицы, позволяющие изучать материал поэтапно. Характерный цвет для таких таблиц (см. рис. 7). Раскрывается элемент по клику, закрывается кликом по крестику или кнопкой Esc.
Если при наведении на изображение указатель принимает форму руки (см. рис. 8), при клике по нему будет открыта копия большего разрешения. Новое окно закрывается кликом по крестику или кнопкой Esc.
Для динамического эффекта учебный материал наполнен gif-анимациями, которые отображаются в активном режиме. Если рядом с анимацией находится значок , при щелчке по нему откроется статичное изображение наиболее содержательного кадра анимации (см. рис. 9).
3. Сдача контрольных и курсовых работ
Вариант выполнения работы, если он не обговаривается дополнительно, выбирается обучающимся соответственно последней цифре номера договора (например, если договор ИИ-0123 или ИИ-0253-14, тогда Ваш вариант №3). В некоторых курсах используется номер схемы, определяемый на основе номера зачетки. Актуальный вариант отображается в блоке «Мои курсы» в соответствующем курсе. Для отдельных курсом могут использоваться индивидуальные задания, высылаемые по запросу на форуме.
Для того, чтобы отправить на проверку тьютору свою работу, студенту необходимо перейти по ссылке «Контрольная работа» (или другое соответствующее название в зависимости от курса, см. рис. 1), вследствие чего откроется страница закачки файла для проверки (см. рис. 2). Обратите внимание, что часть работ может требовать предварительного получения оценки за предыдущие работы.
Рис. 1. Примеры ссылок на работы
Рис. 2. Вступление
Если работа не может быть отправлена в данное время, об этом будет сообщено дополнительно (см. рис. 3 и рис. 4).
Рис. 3. Время сдачи
Рис. 4. Просрочено
Работы может находиться в одном из нескольких состояний
- new — работа не загружалась на сайт;
- reopened (новая попытка) — работа уже отсылалась на проверку, по результатам была добавлена еще одна попытка (отрицательная оценка или запрос на повышение оценки);
- draft (черновик) — работа была загружена на сайт, но на проверку не отправлялась (студент может добавлять и удалять файлы из ответа);
- submitted — работа была отправлена на проверку и более недоступна для изменения (только такую работу будет видеть преподаватель).
3.1. Размещение работы
Для размещения работы используется кнопка «Добавить ответ» (если не было загружено файлов) или «Редактировать ответ» (если файлы уже добавлялись). В результате откроется окно загрузки файлов (см. рис. 1) или редактирования текста (см. рис. 2) в случаи эссе (достаточно редкий вариант).
Рис. 1. Ответ в виде файла (пусто)
Рис. 2. Ответ в виде эссе
Для всех курсов имеется ограничение на максимальный размер одного файла (чаще всего 8 Мб, но может быть до 200 Мб) и на число файлов (обычно 3). При необходимости следует запаковать работу в zip-архив. Для добавления файла в большинстве браузеров можно использовать перетаскивание. Кроме того можно использовать кнопки на панели файлового менеджера:
- открывает окно загрузки файла (см. рис. 3)
- создает каталог для упорядочивания структуры файлов
- позволяет скачать архив с выложенными файлами
Нажати на значок файла открывает окно с информацией о нем (см. рис. 4), там же можно удалить или переименовать загруженный файл.
Рис. 3. Загрузка файла
Рис. 4. Информация о файле
После загрузки всех файлов, необходимо нажать на кнопку «Отправить на проверку» и подтвердить отправку (см. рис. 5). После этого изменение работы будет блокировано (см. рис. 6), а тьютору будет отправлено соответствующее сообщение.
Рис. 5. Подтверждение отправки
Рис. 6. Ожидает проверки
После проверки работы поставлена оценка (см. рис. 7) и/или написан комментарий с замечаниями по работе (см. рис. 8 и рис. 9).
Рис. 7. Комментарии преподавателя
Рис. 8. Отзыв в виде вложения
Рис. 9. Оценка за работу
3.2. Исправление ошибок
Обычно при выставлении оценки ниже проходного балла работа автоматически переводится в состояние дополнительной попытки (см. рис. 1)
В этом случае оценку за работу и комментарий можно посмотреть в списки предыдущих попыток (см. рис. 2), там же можно скачать старый вариант работы.
Рис. 1. Дополнительная попытка
Рис. 2. Предыдущие попытки
Для загрузки исправленной работы необходимо сформировать новый черновик. Это можно сделать с помощью кнопок, расположенных под описанием ответа (см. рис. 3):
- кнопка «добавить попытку на основе предыдущего представления» создаст черновик, содержащий файлы, отправленные в предыдущей попытке (может быть полезно, если правки касаются только части файлов)
- кнопка «добавить новую попытку» создаст пустой черновик
Рис. 3. Варианты продолжения
Дальнейшие действия аналогичны первой выкладке.
4. Форум
В каждом курсе располагаются два форума:
- новостной форум с обязательной подпиской, писать в который могут только преподаватели
- вопросы преподавателю с добровольной подпиской, где могут писать студенты
Сообщения на форумах отсылаются на электронную почту всем подписанным пользователям, у которых не заблокирована отправка почты, и добавляется оповещение в уведомления . Подписка бывает как на весь форум, так и на конкретную тему.
Тьюторы автоматически подписываются на все форумы курса.
Студенты автоматически подписываются на новостной форум.
На первой странице форума (см. рис. 1) находится список обсуждений, содержащий название темы, автора темы и последнего ответа. На форумах со свободной подпиской там же находится переключатель подписки на темы (не форум). Для просмотра сообщений необходимо перейти по ссылке с названием темы.
Рис. 1. Список сообщений форума
Для создания новой темы необходимо нажать кнопку «Добавить новый
вопрос» / «Добавить новую тему» в зависимости от типа форума. Откроется
укороченная форма публикации (см. рис. 2). В ней надо заполнить поля
«тема» и «сообщение» и нажать кнопку «отправить
в форум». Заголовок темы будет отображаться в списке сообщений (см.
рис. 1)
Рис. 2. Краткая форма публикации
При использовании краткой формы невозможно добавлять вложения, кроме того автор автоматически подписывается на тему. Для добавления вложений следует использовать полную форму (см. рис. 3–4).
Рис. 3. Полная форма публикации (верх)
Рис. 4. Полная форма публикации (низ)
После публикации в течении 30 минут сообщение можно изменить или вообще удалить (см. рис. 5).
Рис. 5. Свой пост после отправки
Рис. 6. Свой пост через 30 минут
Для ответа на сообщение форума следует использовать ссылку «Ответить». Форма аналогична новой теме (см. рис. 2-4), но не содержит поле «Тема».
Пользователи с ролью тьютор могут скрыть ответ от всех, кроме автора вопроса с помощью переключателя «Личный ответ» (см. рис. 7)
Рис. 7. Форма отправки для тьютора
Личный ответ сопровождается надписью «Это личный ответ. Он не виден другим участникам.» и не виде другим пользователям (см. рис. 8).
Рис. 8. Личный ответ
Для управления подпиской в рамках всего форума следует использовать меню, вызываемое по символу шестеренки в верхнем правом углу форума (см. рис. 9) или блоке настройки.
Рис. 9. Управление глобальной подпиской на форум
5. Тестирование
Тестирование является основным способом проверки теоретических знаний.
Обозначается значком .
5.1. Типы вопросов
Вопрос с выбором
Наиболее известным является вопрос "Множественный выбор". Он бывает в двух основных видах: с одним выбираемым ответом (радио кнопка) и с несколькими ответами (флажки).
Каждый вариант ответа оценивается от -100% (неверные) до 100% (верные). Сумма оценок за выбранные пункты и определяет правильность ответа. В зависимости от настроек тестирования ответ с суммарной оценкой меньше 100% может оцениваться как дробным числом баллов, так и как неверный ответ
Рис. 1. Вопрос с одиночным выбором
Рис. 2. Вопрос с множественным выбором
Вопрос с численным ответом / Вычисляемый
В качестве ответа выступает число, вводимое с клавиатуры.
Для ввода использовать экспоненциальную запись. Допускается использование в качестве разделителя как точки, так и запятой. Допускается погрешность, обычно указываемая в тексте вопроса или вступлении теста. Возможна разная оценка в зависимости от погрешности.
Для вычисляемого вопроса набор чисел в тексте вопроса меняется для каждой попытки.
Рис. 3. Вопрос с численным ответом
Вопрос с текстовым ответом
Ответом является строка текста вводимая с клавиатуры. Допускаются лишние пробелы в начале и конце фразы. Текст ответа обычно регистрозависим, т. е. "ответ" и "Ответ" — разные.
Рис. 4. Вопрос с текстовым ответом
Вопрос на соответствие
В вопросе на соответствие для каждого пункта вопроса необходимо
выбрать правильный вариант ответа из выпадающего списка. Оценка
аналогично множественному выбору зависит от числа правильных ответов.
Рис. 5. Вопрос на соответствие
Вопрос с ответом "Да/Нет"
Соответствует вопросу с выбором, но ограничен вариантами "Верно"/"Неверно"
Рис. 6. Вопрос с ответом "Да/Нет"
Вопрос на выбор слова
Вопрос представляет собой некое предложение, где часть слов заменена выпадающими списками, в которых надо выбрать слово, требуемое в данном случае.
Рис. 7. Вопрос на выбор слова
Вопрос с перетаскиванием слова / перетаскивание на изображение
Вопрос представляет собой некое предложение, где часть слов заменена цветными квадратиками. Для ответа необходимо переместить в них фрагменты того же цвета из списка внизу вопроса.
В вопросе "Перетаскивание на изображение" вместо текста используется
изображение (например схема устройства, на которой нужно правильно
разместить подписи).
Рис. 8. Вопрос с перетаскиванием слова
Рис. 9. Перетаскивание на изображение
Вопрос "Эссе"
Вопрос "Эссе" представляет собой упрощенный вариант письменной
работы. Предполагается предоставление ответа в свободной форме как в
виде текста, так и в виде вложенного файла. Может содержать готовый
бланк, который необходимо заполнить. Проверяется преподавателем вручную,
поэтому изначально за вопрос будет стоять нулевая оценка.
Рис. 10. Вопрос эссе с ответом в виде текста
Рис. 11. Вопрос эссе с ответом в виде файла
Рис. 12. Вопрос эссе с ответом в виде текста с возможностью вложений
5.2. Прокторинг
В ряде тестов, в первую очередь вступительных используется система прокторинга.
Для прохождения тестирования необходимо использовать веб-камеру.
Если вам предстоит сдать экзамен с прокторингом — не волнуйтесь. Все пройдет гладко, если придерживаться простых советов.
- Экзамен необходимо сдавать в отдельном, тихом помещении. Если вы
дома — выберите комнату, куда не смогут зайти ваши родные и домашние
животные. Присутствие котов и собак не запрещено, но питомцы могут
сильно отвлекать.
- В офисе экзамен лучше проходить в нерабочее время, когда рядом
нет коллег. Иначе наличие людей и разговоров в комнате будет считаться
грубым нарушением.
- Чтобы не терять время на
технические неполадки во время экзамена, заранее пройдите тест
оборудования, проверьте исправность веб-камеры.
- Чтобы без проблем пройти верификацию личности, позаботьтесь о
достаточном освещении комнаты. Проктор должен легко распознать ваше лицо
на камеру.
- Если неожиданно пропал свет,
интернет, отключился компьютер или произошли другие технические
форс-мажоры — позвоните проктору.
Несмотря на то, что система прокторинга очень требовательная и бывают разные технические трудности — у нее есть ряд преимуществ. Прокторинг не даст пройти тест без реальных знаний или получить сертификат за другого или несуществующего специалиста. При этом система контроля существенно экономит время и финансовые ресурсы как специалистов, так и компаний. Экзамен с прокторингом — это единственная альтернатива очного экзамена, которая сохраняет прозрачность и качество самой процедуры. И как показывает практика, количество нарушений на экзаменах с прокторингом намного меньше, чем на очных. Во-первых, это обусловлено незаинтересованностью прокторов в результатах экзамена. А во-вторых, сами студенты относятся к испытанию более ответственно и ведут себя спокойней, находясь в привычной обстановке.
Рис. 1. Ссылка на вступительное испытание.
Для сдачи вступительного испытания необходимо в курсе ссылку на вступительное тестирование (см. рис. 1) Если в разделе тестирования (см. рис. 2) указано, что требуется использовать веб-камеру, то перед вами тестирование с прокторингом.
Рис. 2. Окно раздела тестирования
Для прохождения тестирования необходимо дать разрешение на использование веб-камеры (см. рис. 3).
Рис. 3. Запрос на использование веб-камеры
Рис. 4. Информирование перед попыткой
Рис. 5. Ход экзамена
5.3. Прохождение тестирования
Для сдачи теста следует открыть ссылку "Зачет/экзамен", "Зачет", "Экзамен", "Итоговый тест за 1 семестр" и т. п.
Войдя в раздел "Зачет/экзамен", пользователь увидит окно тестирования (см. рис. 1). Там же может находиться:
- дополнительная информация, например, видео, которое нужно просмотреть перед тестированием
- продолжительность тестирования
- дата, раньше которой тестирование недоступно
- дата, после которой тестирование недоступно
Рис. 1. Окно раздела "Зачет/экзамен"
Для начала прохождения теста нужно нажать "Начать тестирование" и подтвердить начало сдачи (см. рис. 2)
Рис. 2. Подтверждение начала сдачи
Тест может быть состоять как из одной (см. рис. 3), так и из нескольких страниц (см. рис. 4). Для перемещения к конкретному вопросу используется блок "Навигация по тесту" в правом верхнем углу окна. В этом же блоке размещается таймер, приблизительно показывающий оставшееся время. Для перехода по страницам используются кнопки "Предыдущая страница" / "Следующая страница" внизу окна.
Рис. 3. Тест на одной странице
Рис. 4. Тест на нескольких страницах
После того, как обучающийся ответит на все вопросы, необходимо нажать кнопку "Закончить попытку". В результате будет показана сводная информация о попытке (см. рис. 5.). Если в столбце состояния не будет записи "Ответ сохранен", вероятно Вы забыли ответить на один из вопросов — используйте кнопку "Вернуться к попытке". Если все ответы введены — нажмите кнопку "Отправить все и завершить тест" (в некоторых браузерах может располагаться намного ниже) и подтвердите отправку (см. рис. 6). После этого будут показаны результаты тестирования (см. рис. 7). В отчете содержится:
- время начала/завершения теста
- затраченное время
- баллы — определяются степенью правильности ответов и не являются оценкой, могут быть больше 100
- оценка — вычисляется на основе набранных балов и/или числа правильных ответов, возможно с учетом штрафных балов.
Оценка выводится с точностью до двух знаков после запятой. Учитывается только целая часть.
В блоке "Навигация по тесту" цветом отображается правильность ответа:
- зеленый — максимальный балл
- коричневый — промежуточный балл
- красный — ноль или отрицательный балл
- серый — оценка не требуется или выставляется вручную
Так же для каждого вопросы отображается округленное число баллов и правильность ответов.
Рис. 5. Результат попытки
Рис. 6. Подтверждение отправки
Рис. 7. Просмотр попытки
Еслы Вы уже проходили данный тест, то начальном окне отображаются результаты предыдущий попыток (см. рис. 8). По ссылке "Просмотр" можно повторно ознакомиться с предыдущими попытками. Некоторые типы вопросов требуют ручной проверки ответа преподавателем. В этом случае вместо оценки пишется "Еще не оценено" (см. рис. 9).
Рис. 8. История теста
Рис. 9. История теста с вопросом, требующим ручную проверку.
Если вы не закончили тест, например, не нажали "Отправить все и завершить тест" или у вас пропало электричество, то вместо кнопки "Начать тестирование" будет отображаться "Продолжить последнюю попытку" (см. рис. 10), позволяющая продолжить с сохраненнием старого списка ответов, однако следует учесть что время тестирования считается с момента нажатия "Начать тестирование".
Рис. 10. Незавершенное тестирование
6. Защита лабораторных работ
Для автоматизации проверки лабораторных работ разработан модуль «Допуск к защите лабораторной работы» .
Обычно модуль содержит видео и таблицы, которые надо заполнить по полученным данным.
Для
прохождения допуска и перехода к тестированию по лабораторной
необходимо заполнить все поля с учетом погрешностей. Никаких ограничений
по времени и числу попыток не предусмотрено.
7. Профиль
Профиль пользователя содержит ряд полезных в процессе информационных ссылок. Для перехода на страницу профиля необходимо открыть меню в правом верхнем углу страницы (имя и фото пользователя) и выбрать пункт «О пользователе» (см. рис. 1).
Рис. 1. Меню пользователя
7.1. Оплата обучения
Для упрощения контроля оплаты в блоке «Мои курсы» выводится состояние оплаты (см. рис. 1)
Рис. 1. Мои курсы
По ссылке в блоке можно посмотреть график платежей (см. рис. 2)
Рис. 2. График платежей
В графе «К оплате» указана сумма, которая должна быть уплачена за семестр. В графе «Оплатить до» рекомендуемый срок оплаты
По ссылке «Как заплатить?» можно посмотреть актуальные реквизиты платежа.
7.2. Учебный план
Учебный план студента позволяет просмотреть распределение курсов и контрольных мероприятий по семестрам за весь срок обучения. Для перехода на страницу необходимо открыть меню в правом верхнем углу страницы (имя и фото пользователя) и выбрать пункт «Учебный план» (см. рис. 1).
Рис. 1. Меню пользователя
Так же можно воспользоваться одноименной ссылкой на странице профиля (см. рис. 2).
На странице учебного плана приводится список курсов со ссылками,
изучаемых на каждом семестре, и контрольные мероприятия к ним (см. рис.
1, 2).
Курсы, изучаемые в рамках досдачи/переаттестации, сведены в дополнительную таблицу «Досдача» (см. рис. 1).
Рис. 1. Досдача
Для каждого семестра указывается нормативный срок семестра (5 месяцев + 1 сессия / каникулы)
Рис. 2. Семестр
Также в плане отображаются границы академического отпуска (см. рис. 3). На время отпуска доступны учебные материалы, но сдача тестов и работ блокируется.
Рис. 3. Академический отпуск
7.3. Отчет об обучении
Страница «Отчет об обучении» позволяет просмотреть все оценки, полученные за весь срок обучения. Для перехода на страницу необходимо открыть меню в правом верхнем углу страницы (имя и фото пользователя) и выбрать пункт «Отчет об обучении» (см. рис. 1).
Рис. 1. Меню пользователя
Ссылка продублирована внизу левой панели (см. рис. 2)
Рис. 2. Кнопка на левой панели
Так же можно воспользоваться одноименной ссылкой на странице профиля (см. рис. 3).
На странице отображается список семестров с курсами (см. рис. 4). В
скобках указан семестр, в котором этот курс проходят. Семестр 0
соответствует досдаче.
Рис. 4. Информация о семестре
Для каждого курса указан тьютор, привязанный к студенту. Если тьютор не указан или их несколько, то скорее всего для данного курса у студента не настроена группа.
В правом столбце находится список оценок, которые будут проставляться в ведомости в формате «название семестр».
В левом столбце находится список контрольных мероприятий (КМ), доступных в курсе и оценки по ним.
Для удобства перед названием КМ помещается маркер:
Не сдавалось
Отрицательная оценка
Положительная оценка
Проверяется
Рис. 5. Семестр не опознан
7.4. Работы без оценок (студент)
Страница «Работы без оценок» позволяет отслеживать процесс проверки письменных работ. Для перехода на страницу необходимо открыть меню в правом верхнем углу страницы (имя и фото пользователя) и выбрать пункт «Работы без оценок» (см. рис. 1).
Рис. 1. Меню пользователя
Ссылка продублирована внизу левой панели (см. рис. 2)
Рис. 2. Кнопка на левой панели
Так же можно воспользоваться одноименной ссылкой на странице профиля (см. рис. 3).
На странице (см. рис. 4) может располагаться до трех таблиц:
- Не проверенны работы – работы, которые были отправлены для проверки тьютором, но пока не проверены.
- Черновики – работы, которые были загружены на сайт, но на проверку не отправлены.
- Не переделаны студентом работы – работы, к которым были
добавлены дополнительные попытки, например, поставлена отрицательная
оценка.
Рис. 4. Работы без оценок
8. Настройки
Ряд настроек профиля доступны для изменения пользователем. Для перехода на страницу настроек необходимо открыть меню в правом верхнем углу страницы (имя и фото пользователя) и выбрать пункт «Настройки» (см. рис. 1). И в открывшемся окне выбрать требуемую настройку (см. рис. 2).
Рис. 1. Меню пользователя
Так же модно воспользоваться меню настроек на странице профиля, вызываемое по символу шестеренки (см. рис. 3).
Рис. 3. Меню настроек профиля
8.1. Редактировать информацию
По ссылке «Редактировать информацию» пользователь может изменить часть отображаемой в профиле информации
В этот список входят:
- Город
- Страна
- Часовой пояс
- Тема оформления
- Описание
- Телефон, skype, icq и т. п.
Там же можно изменить привязанную к учетной записи почту.
При смене почты будет выдано предупреждение (см. рис. 1) и на новую
почту будет отправлено письмо (см. рис. 2). Для подтверждения
почты необходимо перейти по полученной ссылке. До подтверждения будет
использоваться старая почта, а на форме редактирования будет
отображаться сообщение (см. рис. 3) о процессе смены почты и ссылка для
отмены.
Рис. 1. Предупреждение о смене почты
Рис. 2. Сообщение от сайта
Рис. 3. Почта в процессе смены
8.2. Изменить пароль
По ссылке «Изменить пароль» можно задать новый пароль для учетной записи (см. рис. 1).
Рис. 1. Форма смены пароля
Необходимо ввести старый пароль и дважды указать новый. Если включен переключатель «Выйти отовсюду», то будет осуществлен выход из учетной записи со всех устройств и систем, использующих веб-сервисы, таких, например, как мобильное приложение.
Если указан неверный старый пароль, то будет показано сообщение «Неверный логин или пароль, попробуйте заново.»
Если новый пароль не удовлетворяет требованиям безопасности или неверно введен при подтверждении, то будет показано «Пароль не удовлетворяет требованиям безопасности.»
8.3. Настройки форума
Раздел «Настройки форума» позволяет управлять рассылкой с форумов (см. рис. 1).
Рис. 1. Настройки форума
Параметр «Тип отправляемого дайджеста» позволяет получать ежедневные письма с общим списком новых сообщений.
Параметр «Автоподписка на форум» задает состояние переключателя «Подписаться на эту тему.» (см. тему «Форум»).
8.4. Настройка уведомлений
Раздел «Настройка уведомлений» позволяет указать какими способами будет доставляться те или иные оповещения (см. рис. 1).
Для настроек доступны два метода оповещений:
- во всплывающем окне — меню в верхнем правом углу с символом колокольчика .
- электронная почта — письмо, отсылаемое по адресу, указанному в профиле.
При этом уведомления настраиваются отдельно для состояния «На сайте»
(после авторизации в браузере) / «Не в сети» (после нажатия Выход или по
истечении времени активной сессии).
Можно полностью отключить уведомления.
Рис. 1. Настройка уведомлений
По ссылке «Электронная почта» можно настроить альтернативный адрес почты для получения оповещений (см. рис. 2) и указать формат писем.
Рис. 2. Электронная почта